Дело против Департамента земельных ресурсов Москвы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    РЕШЕНИЕ
                                                   

 

 г. Москва 19 апреля 2010 года                                           
Резолютивная часть объявлена 29 марта 2010 года
Решение изготовлено в полном объеме 19 апреля 2010 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
председательствующего судьи П.С.П. (единолично)
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в открытом судебном заседании дело 
по заявлению ООО фирма «Экспресс»
к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы
о признании незаконным отказа в предоставлении
в собственность земельного участка и обязании
подготовить и направить в адрес общества
проект договора купли-продажи
с участием представителей: от заявителя: Безуглая Ю.А., дов. от 06.07.2007г.
 от ответчика: К , дов. от 28.12.2009г. №33-и-3048/09
                                                                                 УСТАНОВИЛ:      
     ООО фирма «Экспресс» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г.Москвы, содержащегося в письме от 20.01.2010г. №33-5Т3-2190/9-(0)-1, в представлении в собственность ООО фирма «Экспресс» земельного участка по адресу: г.Москва, , площадью 400+/-7 кв.м., с кадастровым номером 77:03 и обязании Департамента земельных ресурсов г.Москвы подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по адресу: г.Москва, площадью 400+/-7 кв.м., с кадастровым номером 77:03 и направить его в адрес ООО фирма «Экспресс».     
     В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что обжалуемый отказ существенно нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку лишает возможности реализовать предусмотренное ст.36 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельного участка по адресу: г.Москва, в собственность.    
     Ответчик, в представленном отзыве, возражает против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на то, что Департамент земельных ресурсов г.Москвы на основании п.8.2 Постановления Правительства Москвы от 27.06.2006г. №431-ПП заключает от имени Правительства Москвы договоры купли -продажи земельных участков, на основании распорядительных актов. Также указывает, что Департамент земельных ресурсов г. Москвы не обладает правом предоставления земель в смысле ст.29 ЗК РФ и в отсутствие распорядительного документа о предоставлении участка не вправе заключать договоры. Поскольку доказательств обращения заявителя в орган, обладающий правом предоставления земель заявителем не представлено, ответчик считает, что оспариваемый отказ соответствует требованиям действующего законодательства.  
     Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.       
     Срок на обращение в арбитражный суд с заявлением, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
     Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закон у или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
     Таким образом, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закон у или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
     Учитывая изложенное, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.  
     Как следует из материалов дела, ООО фирма «Экспресс» принадлежит на праве собственности недвижимое имущество – здание площадью 257,4 кв.м. по адресу: г. Москва, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись № 77-01/00-001/2000.
     Указанное здание согласно техническому паспорту на домовладение , составленному ТБТИ расположено на земельном участке площадью304 кв.м.
     Заявитель использует земельный участок с 26.09.2001г. по настоящее время на основании договора аренды №М-03-50423, заключенный с Московским земельным комитетом на срок 5 лет для эксплуатации задания кафе.
     Письмом от 25.02.2009г. №33-1-8969/7-(20)-1 Департамент земельным ресурсов г. Москвы указывает, что в отношении земельного участка по адресу: г. Москва, решение о его изъятии Правительством Москвы до настоящего времени не принималось.
     В соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ юридическое лицо - собственник зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности, имеет исключительное право на приватизацию (выкуп) этого земельного участка.
     Таким образом, в силу ст.36 ЗК РФ заявитель, как собственник расположенного на земельном участке сооружения, имеет исключительное право на приватизацию (выкуп) земельного участка с кадастровым номером 77:03. В соответствии с требованиями п.9 Постановления Правительства Москвы №431-ПП от 27.06.2006г. «О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность» и п.2.1 Порядка передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность и формирования земельных участков заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов г.Москвы с заявлением от 03.07.2008г. о выкупе указанного земельного участка, с приложением документов, предусмотренных Порядком передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность и формирования земельных участков, подтверждающи х наличие у заявителя исключительного права на приватизацию (выкуп) земельного участка.
     Письмом от 01.10.2009г. №33-5Т3-697/8-(0)-2 Департамент земельных ресурсов города Москвы отказал заявителю в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г. Москва.
     В качестве основания отказа ДЗР г. Москвы указывает на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, на которую разработан и утвержден постановлением Правительства Москвы от 17.08.2007г. №7-ПП проект планировки микрорайона г. Москвы, в соответствии с которым на данной территории предполагается размещение административно-торгового центра с подземной автостоянкой, и оформление земельно-правовых отношений на испрашиваемый земельный участок возможен на условиях краткосрочной аренды.
     В соответствии с п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
     Наличие проекта планировки на земельный участок, расположенный в границах с испрашиваемым земельным участком, не предусмотрено в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка в частную собственность и Порядком передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность и формирования земельных участков.
     Перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является исчерпывающим и не может быть расширен нормативно-правовым актом субъекта РФ, поскольку это противоречит ст.2 ЗК РФ и ст.76 Конституции РФ. Учитывая изложенное, ссылка ответчика на п.4.1 Приложения №3 к Постановлению Правительства Москвы №431-ПП от 27.06.2006г., согласно которому основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность может служить отрицательное заключение органа исполнительной власти города Москвы или городской организации, является неправомерной.
     Кроме того, в силу закона, ООО фирма «Экспресс» являясь собственником здания, расположенного на спорном земельном участке, имеет исключительное право на приватизацию земельного участка расположенного по адресу: г. Москва с кадастровым номером 77:03 площадью 400+/-7 кв. м, предоставленном заявителю по договору аренды от 26.09.2001 г. N М-03-50423, заключенному с Московским земельным комитетом на срок 5 лет.
     Кроме того, согласно п.9 Постановления Правительства Москвы от 27.06.2006г. №431-ПП «О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность» и п.2.1 Порядка передачи в собственность земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений (Приложение №1 к 431-ПП) заявление о приобретении в собственность земельного участка подается собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, в Департамент земельных ресурсов города Москвы. Пункт 8 Постановления №431-ПП наделяет Департамент земельных ресурсов полномочиями по заключению договоров купли-продажи земельных участков.  
     Положение о Департаменте земельных ресурсов города Москвы (утв. Постановлением Правительства Москвы №949-ПП от 30.10.2007) предусматривает, что Департамент земельных ресурсов обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы (п. 1.1. Положения). В целях выполнения возложенных на него задач Департамент земельных ресурсов заключает договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п. 2.2.3 Положения), выполняет функции уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы при возмездном предоставлении земельных участков в частную собственность юридическим лицам, являющимся собственниками зданий или сооружений (п. 2.2.4 Положения).
     Таким образом, нормативными актами Правительства Москвы установлено, что исполнительным органом государственной власти в смысле п.5 ст.36 ЗК РФ в городе Москве является Департамент земельных ресурсов.
     Процедура рассмотрения заявления о выкупе земельного участка предусматривает, что Департамент земельных ресурсов принимает заявление о выкупе (п. 2.1 Приложения №1 к 431-ПП), собирает необходимые документы (п. 4 Приложения №1 к 431-ПП) и при отсутствии препятствий для выкупа готовит проект распорядительного акта Правительства Москвы (Префектуры) о предоставлении участка в собственность (п. 7.1 Приложения №1 к 431-ПП).
     При наличии препятствия для выкупа, Департамент земельных ресурсов направляет заявителю мотивированный отказ в выдаче договора купли-продажи (п.п. 4.1, 4.2 Приложения №3 к 431-ПП и Регламентная таблица - Приложение к Приложению №3 к 431-ПП). В этом случае распорядительный акт Правительства Москвы (Префектуры) не принимается.
     Согласно п.4 Постановления Пленума ВАС РФ №11 от 24.03.2005г. при рассмотрении дел о признании незаконными отказов в предоставлении участков в собственность суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
     Согласно абз.7 п.8 ст.28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» №178-ФЗ от 21.12.2001г. в редакции Федерального закона №29-ФЗ от 27.02.2003, действовавшей по состоянию на 24.03.2005, отчуждению не подлежали земельные участки в составе земель, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных и общественных интересах.
     В силу п. 8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» №178-ФЗ от 21.12.2001 были внесены изменения. Так, согласно ст. 4 Федерального закона №69-ФЗ от 10.05.2007 абзац 7 п. 8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» №178-ФЗ от 21.12.2001 был признан утратившим силу.
     Согласно ст.38 Федерального закона №261-ФЗ от 08.11.2007г. п.8 ст.28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» был изложен в новой редакции, в соответствии с которой отчуждению не подлежали находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Указанная редакция п.8 ст.28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» действовала на момент направления Ответчиком отказа в предоставлении в собственность земельного участка, арендуемого Истцом, и продолжает действовать в настоящее время. То есть норма, согласно которой отчуждению не подлежали земельные участки в составе земель, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных и общественных интересах, не подлежит применению, поскольку она была признана утратившей силу еще в 2005 году.
     Учитывая изложенное, оспариваемый отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы, оформленный письмом от 20.01.2010г. №33-5Т3-2190/9-(0)-1 не соответствует требования Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем подлежит признанию незаконным в судебном порядке. В соответствии с ч. 4 п. 3 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
     Согласно абз.3 п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005г. №11 в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
     В соответствии с абз.6 п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005г. №11 в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
     При указанных обстоятельствах, порядке ч.5 ст. 201 АПК РФ в целях устранения нарушений прав и законных интересов заявителя суд считает необходимым обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы в течение 20-ти дней с момента вступления решения по настоящему делу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по адресу: г. Москва, площадью 400+/-7 кв.м., с кадастровым номером 77:03 и направить его ООО фирма «Экспресс».
     Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ. 
     На основании ст.ст.28, 36 Земельного кодекса РФ, руководств уясь ст.ст.65, 71, 75, 110, 167-170, 181, 200, 201 АПК РФ, суд
                                                                                     РЕШИЛ:
     Признать незаконным отказ Департамента земельных ресурсов г.Москвы, оформленный письмом от 20.01.2010г. №33-5Т3-2190/9-(0)-1, в представлении в собственность ООО фирма «Экспресс» земельного участка по адресу: г.Москва, площадью 400+/-7 кв.м. с кадастровым номером 77:03.
     Обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы в течение 20-ти дней с момента вступления решения по настоящему делу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по адресу: г. Москва, площадью 400+/-7 кв.м. с кадастровым номером 77:03 и направить его ООО фирма «Экспресс».
     Возвратить ООО фирма «Экспресс» уплаченную по платежному поручению №5 от 02.02.2010г. государственную пошлину в размере 4 000 руб. (четы ре тысячи рублей).
     Проверено на соответствие Земельному кодексу РФ. Решение может быть обжаловано в течении месяца в Девятый Арбитражный апелляционный суд.
Судья С.П.П.

 

Он-лайн заявка





Стоимость услуг

Мы всегда сможем назвать Вам точную стоимость услуг в зависимости от Вашей ситуации - просто позвоните.

Письменная консультация от 1000 руб.
Мы всегда сможем назвать Вам точную стоимость услуг в зависимости от Вашей ситуации - просто позвоните.
Составление проекта договора от 4000 руб.
Мы всегда сможем назвать Вам точную стоимость услуг в зависимости от Вашей ситуации - просто позвоните.
Представительство в суде от 40.000 руб
Мы всегда сможем назвать Вам точную стоимость услуг в зависимости от Вашей ситуации - просто позвоните.
Получение документов, справок от 1000 руб.
Мы всегда сможем назвать Вам точную стоимость услуг в зависимости от Вашей ситуации - просто позвоните.
Регистрация ООО от 10.000 руб.
Мы всегда сможем назвать Вам точную стоимость услуг в зависимости от Вашей ситуации - просто позвоните.
Все услуги подробнее
Мы всегда сможем назвать Вам точную стоимость услуг в зависимости от Вашей ситуации - просто позвоните.